New Yurk

Американское издание New York Times 20 февраля опубликовало разгромную статью об угрозах нынешнего курса польской политики единству Европы.

(Публикуем перевод статьи на русский язык с некоторыми купюрами – ред.)

“Молодой мэр небольшого городка Снядово (Sniadowo) в восточной части Польши очень гордится новой итальянской пожарной машиной в гараже муниципалитета, которая блистательно выглядит на фоне местных раритетов советской эпохой. В Снядово отремонтированы классные комнаты для начальной школы и построена новая гимназия с современным обучающим оборудованием . Все это плюс к отремонтированным дорогам, солнечным батареям, модернизации систем очистки и утилизации сточных вод, а также поддержке местных молочных фермеров – все это в большей части существует на средства, выделенные Европейским Союзом, который финансирует почти 60 процентов государственных инвестиций Республики Польша. С такой щедростью инвестиций вряд ли можно было бы думать, что Польша находит поводы для конфронтации с Европейским Cоюзом.

Однако в последнее время Восточная Европа становится инкубатором для новомодной модели «нелиберальной демократии», для которой заложили основу некоторые политические силы Венгрии. Но именно Польша – крупная, богатая, могущественная и так геостратегически важная для всей Европы, будет определять, удастся ли или нет попытка Европейского Союза наладить плодотворное сотрудничество со странами бывшего Варшавского договора. Многие считают, что это намного важнее пресловутого “Брексита” – выхода Британии из Европейского Cоюза.

Назревающий конфликт между странами “старой Европы” – западными государствами-членами блока и новыми участниками ЕС из Центральной и Восточной Европы на данном этапе проявляет себя как главная угроза единства Европейского Союза. Это не просто конфликт, это прямой диссонанс с многоплановой идентичностью, общей историей, ценностями и интерпретацией демократии и “солидарности”.

Польское правительство, в котором сегодня доминирует партия «Право и справедливость», и ее лидер Ярослав Качиньский, похоже, имеет собственный ответ на этот вопрос. Президент Польши более, чем счастлив принять финансовую  поддержку Европейского Союза. Страна должна получить почти 9 процентов бюджета ЕС на 2014- 2020 годы, это около 85 миллиардов евро или 105 миллиардов долларов.

Но партия Качинского болезненно отреагировала на вопросы европейских критиков, обвинив Брюссель и Германию, которая в последнее время является самым большим союзником Польши в Европе, – в том, что они навязывают условия новым членам ЕС и пытаются диктовать им свое видение их развития. После того, как Польша десятилетиями сохраняла свою идентичность под давлением окружающих  империй, и была десятки лет оккупирована поочередно разного рода тоталитарными государствами, современная Польша собирается занять свое место как равная, утверждает Качинский, и больше Республика Польша не удовлетвориться второстепенным статусом в ЕС.

«История является частью нашей идентичности, которую люди в других частях света не понимают, – сказал Славомир Дебски, директор Польского института международных отношений. – Кто такие поляки? Мы – нация, которая пережила Вторую мировую войну и стала жертвой тоталитарных систем».

Эта комбинация польского национализма, религиозного консерватизма и нападки на тех, кто якобы стремится диктовать Польше ценности и квоты мигрантов, сделала “Закон и справедливость” крупнейшей партией в стране с дезорганизованной политической оппозицией.

Партия поднялась с почти 38 процентов голосов на выборах 2015 года до 47 процентов в последних опросах общественного мнения. Значительная часть этого успеха объясняется крупными инвестициями правительства Польши в беднейшую сельскую местность, львиную долю денег на которые выделил Европейский Союз.

Недавний скандал с новым историческим законом Польши о Холокосте – еще один пример того, как нынешнее польское правительство оскорбило европейские чувства в области свободы слова. Есть трения и в вопросе культурной идентичности и свободы. Тут линия конфликта проходит по теме семейных ценностей консервативной католической Польшей и атеистической и либеральной по отношения к ЛГБТ Западной Европой.

Качинский обвиняет прошлые правительства, оппозицию и интеллигенцию в том, что они с нетерпением ждут одобрения и принятия европейских законов в ущерб польской идентичности.  

Снядово с населением примерно 5500 человек, в полной мере поддерживает Качиньского.

«Продвижение однополых браков здесь не пройдет, – говорит 58-летний Марек Адам Коморовски, местный советник в близлежащем городе Ломжа.  – Если вы находитесь в Европе, то не можете критиковать это, но здесь (в Польше – ред.) нет такой (общественной – ред.)нормы. Здесь семья означает кое-что другое».

Рафал Пстраговский, 37-летний мэр Снядово, который уже седьмой год пребывает на посту, дублирует эту мысль. “Польша – традиционная христианская страна, Польша уважает другие религии, – сказал он, – но мы хотим, чтобы наша культура тоже уважалась.Среди людей существует страх, что западный секуляризм представляет собой угрозу нашей традиционной культуре”, – добавил он.  – Если все в Европе будут идти в том же направлении, то есть мнение, что миграционный кризис и террористические атаки также могут начаться здесь (в Польше – ред.)».

Что касается противостояния с Европейским союзом, то при контроле правительства над судебной властью, это «кажется абстрактной проблемой», сказала 45-летняя Агнешка Вальчук, директор начальной школы города. «Люди здесь бедны, и они чувствуют, что им помогает правительство и оно воспринимается (ими – ред.) как защитники», – сказала она.

В польской партии ” Закон и справедливость” имеют иное видение Европейского Союза, скорее по образу британского, – союз национальных государств, свободно торгующих друг с другом, но не вмешивающиеся во внутреннюю политику или национальную культуру друг друга. Такое видение имела и Британия до выхода из ЕС.

В то же время в Европе, по предложению президента Франции Эммануэля Макрона, похоже, возрождается франко-германский блок. Польшу в корне не устраивает идея “многоуровневой” или “двухвекторной” Европы – с внутренним ядром “основных” государств еврозоны и внешним кольцом меньших членов.

Европейский Союз официально предупредил Польшу, обвинив Варшаву в «серьезном нарушении ею приверженности общим ценностям либеральной демократии и верховенства закона, принципам, которые все государства-члены поддержали».

Некоторые считают, что Варшава и Брюссель каким-то образом пойдут на компромисс. Но есть мнение, что власти Польши просто не верят в перспективность Европейского Союза как институции.

Это касается г-жи Вальчук, директора школы, которая прекрасно помнит скудость своего выбора при коммунизме и беспокоится о будущем дочери 16 лет и сына 12 – «Я боюсь, что эти распри с Брюсселем могут ограничить право моих детей свободно работать или путешествовать по Европе, – сказала она. – И вот это меня беспокоит».

Источник: https://www.nytimes.com/

Similar Posts