Тотенбург – это давняя «святыня» СС, место торжеств нацистов и тайных ритуалов, насыщенных мистикой. Это единственный такой объект в Европе, сохранившийся после правления Гитлера.
Так называемый Мавзолей в Валбжихе расположен к востоку от центра Валжбиха (Wałbrzych, Нижнесилезское воеводстве), на северном склоне Неджвятки (Niedźwiadki wzniesienie w Górach Wałbrzyskich) на “голубом” (легком даже для новичков) туристическом маршруте на высоте 510-530 м.
Он был создан в 1936-1938 годах по проекту Роберта Тишлера (Robert Tishler) по инициативе Союза народной помощи по делам германских военных захоронений. Это было сделано на средства частных лиц и компаний Валбжиха.
Выполнение строительных работ было поручено опытным каменщикам, которые выполняли подобные заказы и работали над строительством второго подобного мавзолея на горе Св. Анн, где в 35 км. от Ополе нацисты построили мавзолей в честь 50 немецких солдат, погибших в при штурме этой горы.
После окончания Второй Мировой войны нацистский мавзолей на горе Св. Анны был разрушен частями Красной Армии, а на его месте позднее был возведен памятник погибшим полякам. Уничтожение нацистских символов и памятников практиковалась войсками союзников по всей послевоенной Европе, однако мемориал в Валбжихе по странному стечению обстоятельств остался нетронутым по сей день.
Здание мавзолея имеет форму, похожую на квадратную крепость с размерами 24×27 м и высотой стены около 6 м. Вход ведет к закрытому портику, окружающему квадратный аркадный двор. Сейчас здание претерпело изменения, ранее входы в боковые стены портика и вели к небольшим квадратным мастабам, которые были увенчаны скульптурами летающих орлов, покоящихся на каменных шарах со свастикой.
Фасады здания и аркады были сделаны из триасового известняка, добытого в Свентокшиских горах (Góry Świętokrzyskie), тогда как карнизы и порталы были выполнены из мелового песчаника из Лончна (Łączna). Колонны и общее оформление Валбжиха было великолепным и разительно выделялась на фоне других скульптур и памятников Третьего Рейха, которые использовали более простую символику и отделку. Стены монастыря были покрыты мраморной и золотой мозаикой, пол был выложен каркононовым гранитом, а внутренний двор был покрыт полудрагоценным бастом.
В центре двора стояла металлическая колонна спроектированной Эрнстом Гейгером и отлитой на заводе Würtembergische Metallwarenfabrik Geislingen-Steige. На цоколе колонны были четыре льва с открытыми пастями, вдохновленные скульптурой Брансуикского Льва в Женеве. Символические львы рычали, объявляя о воскресении мертвых в день Страшного Суда. Колонна была украшена орнаментом с дубовыми листьями – германскими символами победы. Чашу на колонне поддерживают скульптуры трех обнаженных молодых людей. Перед мавзолеем был устроен большой плац с флагштоками.
Сегодня нет и следа от величественной колонны с вечным огнем, вандализм и варварство оставили в назидание потомкам лишь огромный каменный короб из четырех стен. Голые камни стен и аркад разят зловещей мистикой, а даже лишенное нацистской символики здание поражают редких энтузиастов своей дикостью и мрачностью.
Под объектом сохранились входы в подземную часть мавзолея, до сих пор никем не изученные – они частично обнажились вследствие бомбежки в последние дни войны. Периодически местные жители находят на горе промоины от осадков, указывающие на наличие в горе больших полостей. Есть мнение, что сам мавзолей призван скрыть входы в некий подземный комплекс, который якобы обнаружен энтузиастами, но до сих пор не был изучен. Планы и инициативы местных общин по созданию туристического комплекса до сего дня остаются только в виде намерений и многие годы никак не реализуются.
Следует отметить одну примечательную деталь – нацистская сакральная архитектура строилась, как правило, на месте древних языческих святилищ или недалеко от них. Здания возводились обычно на вершинах гор, где для проведения обрядов и праздников собирались племена древних германцев. Обычно это были Тинги – открытые площади и залы собраний, построенные по принципам римских амфитеатров, служившие для празднования Солнцестояния и принесения клятв под открытым небом. До сих пор нет документов или свидетельств, был ли мавзолей в Валжбихе чего нацистам понадобились обширные подземные помещения, проводились ли тут языческие ритуалы СС.
Если бы удалось предвидеть приговор истории, Тотенбург никогда бы не был создан. Однако вопреки этим приговорам, памятник зла кажется неприкасаемым. Он просто существует, как напоминание потомкам и часть истории.