В 2017 году в Демократической Республике Конго, Индии и Индонезии было меньше случаев кори, чем в Украине. Украинские власти начали серьезно бороться с проблемой только после фактического крушения системы вакцинации.
В Польше в этом году было зарегистрировано 128 случаев кори (в 2010 году их было 14). Проблема также может возникнуть из-за того, что число поляков, не прививающих своих детей, увеличилось до более чем 30 000 человек, хотя несколько лет назад это число не превышало тысячи случаев за год. Сейм недавно принял к рассмотрению проект отмены обязательной вакцинации.
– Не позволяйте развиваться ситуации, в которой государство проиграет антивакционному движению, – советует известный украинский педиатр и популяризатор здорового образа жизни Евгений Комаровский (Jewhen Komarowski) в интервью польским СМИ, которое мы публикуем с небольшими сокращениями.
– Учитесь на чужих ошибках, – советует доктор Комаровский. – Все начинается с нескольких случаев. После этого тысячи людей заболеют, а десятки погибнут. Если государство не будет бороться с антивакционной пропагандой используя все средства и со всеми полномочиями – ситуация быстро выйдет из-под контроля. Также особое внимание следует уделить тем, кто не был вакцинирован по соображениям здоровья. Если польские власти отреагируют вовремя, у Польши будет хорошая стартовая точка для победы, – подытоживает наш собеседник.
Напомним, за отказ от прививки в Польше “антипрививочникам” грозит штраф, но суды не спешат их наказывать.
Как пример он привел Краматорск, май 2008 года. 17-летний Антон Т. получил вакцину против кори, эпидемического паротита и краснухи (MMR). Его самочувствие быстро ухудшилось и через несколько часов мальчик умер в больнице. Через год прокуратура решила, что Антон умер в результате индивидуальной аллергической реакции, но в средствах массовой информации прокатилась волна недоверия к вакцинам. В последующие годы каждый, хоть отдаленно похожий случай реальных и предполагаемых осложнений был растиражирован и смаковался всеми СМИ. Частности и личные драмы вырастали у журналистов до ранга сенсации, хотя по статистике, осложнения от MMR составляют один случай на миллион привитых пациентов.
– Парадоксально, но причиной проблем является доказанная десятилетиями эффективность вакцинации. Наши бабушки и дедушки говорили, что мы просто не в состоянии подсчитать, сколько детей погибло от кори в СССР. В те годы заболеваемость детей этой болезнью достигала 100 процентов и только благодаря вакцине болезнь практически исчезла. Вот почему люди перестали бояться заболеть корью и начали массово отказываться от вакцинации, – говорит доктор Комаровский.
На фото: известный украинский педиатр Евгений Комаровский.
Представители ЮНИСЕФ (UNICEF – United Nations Children’s Fund) утверждают, что существует миф о вредности вакцин, которым одержимы некоторые врачи и учителя. Комаровский размышляет о невнимательном подходе к информации из социальных сетей и отсутствии реакции государства на очевидную ложь.
– Журналисты всех мастей, а также политики-популисты в погоне за голосами избирателей говорят то, что хочет слышать электорат. Вот почему любое государство должно финансировать серьезные социальные кампании, которые не просто скажут населению «вакцинировать», но покажут негативные последствия антивакционной пропаганды и ложность аргументов противников вакцинации.
В Украине даже самые серьезные информационные программы охотно подавали голос в пользу активистов анти-вакцины. Характерный пример из 2013 года. Программа «Tewewizna służba nowyn» на канале 1 + 1, самая популярная услуга в Украине. Название журналистского материала гласило: «В Украине дети умирают и становятся калеками после вакцинации, а врачи утверждают, что вакцина не виновата». Комментировать эту тему пригласили… гомеопата, а мнение профессиональных врачей – педиатров и терапевтов оставили за рамками дискуссии. Аналогичные передачи выходили и на других телеканалах.
Кампания мифического вреда вакцин привела к тому, что остракизм начал влиять на тех, кто … вакцинирует. Можно вспомнить цитату из репортажа «Радио Свобода», где молодая мать Татьяна Т. (имя изменено), призналась, что, в отличие от своих друзей, она прививает своих детей. В свою очередь, молодые матери, опрошенные журналистами Би-би-си, приводят аргументы, которые относятся к постоянному анти-вакцинному репертуару. “Дети могут умереть от них” и добавляют одну тревожную вещь: отказаться от вакцинации им посоветовали врачи в поликлинике.
Читайте также: В Польше работодателям предлагают вакцинировать сотрудников из Украины от кори
– Здравоохранение в Украине всегда было связано с государством. Если нация не доверяет государственным учреждениям, то население не будет доверять и вакцинации. Украинцы – патриоты своей страны, но они очень настороженно относятся к государству и чиновникам, – говорит доктор Комаровский. – В результате иммунизация, имея атрибут государственной программы, вызывает у граждан подозрение и сопротивление. Возникают вопросы о том, что является гарантией того, что власти купили качественные препараты, или поможет ли служба здравоохранения, если возникнут осложнения, – добавляет наш собеседник. Например, Татьяна Б., из-за такого недоверия, прививала своих детей не бесплатно по государственной программе, а за собственные средства в престижной в частной клинике.
Ситуация сегодня приближается к катастрофическому порогу. Если в 2008 году принятием повторной дозы MMR могли похвастаться 95 процентов украинских детей, то к 2013 году этот уровень снизился до 68 процентов, а критическая ситуация была зафиксирована в 2016 году – когда была проведена вакцинация только 31 процента пациентов от общего числа шестилетних детей. С другими вакцинами ситуация в Украине не лучше. В 2016 году только 19 процентов детей получали рекомендуемую дозу вакцины против дифтерии, столбняка и коклюша и 56 процентов – против полиомиелита. Все это происходит, несмотря на законы, согласно которым прививки являются обязательными в Украине и включены в календарь вакцинации.
В случае кори, уровень безопасности эпидемиологического окружения, то есть ситуация, когда число новых случаев начинает уменьшаться, составляет лишь в ситуации, когда 95% детей привиты. Для дифтерии и коклюша эта цифра составляет составляет 92-94 процента, для краснухи – 83-86 процентов, а для свинки – 75-86 процентов. На практике это означает, что когда кто-то в самолете, метро или в автобусе болен гриппом, то с большой вероятностью заболеют люди, сидевшие в двух рядах позади больного и в двух рядах перед ним. В случае с корью – заболеют все невакцинированные люди, находящиеся в салоне.
Совсем недавно официальный Киев признал, что ситуация с вакцинацией угрожает безопасности граждан. В июле 2016 года была организована специальная сессия Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), где чиновники с оптимизмом говорили о вакцинации. По данным Министерства здравоохранения, в результате действий, предпринятых в 2017 году мер, уровень вакцинации шестилетних украинцев от кори повысился до 91%. Но доктор Комаровский со скепсисом комментирует такие цифры. – Реальный уровень намного ниже, – говорит он.
Об этом свидетельствует непрерывное увеличение числа случаев, что указывает на то, что порог безопасности не был достигнут. Украина по-прежнему сталкивается с угрозой эпидемий кори. По данным Министерства здравоохранения Украины, низкий иммунитет к кори, вызванный отсутствием вакцинации, привел к тому, что с 1 января по 16 октября 2018 года было диагностировано 33,2 тысячи случаев заболевания. Для 14 человек корь стала причиной гибели, из которых 10 пациентов были детьми школьного возраста. Основными очагами заболевания являются Ивано-Франковская, Львовская и Закарпатская области, близкие к Польше. Еще в 2010 там за год было зафиксировано всего 39 случаев – статистически это столько же, сколько в 2018 году за восемь часов.
Государственную статистику по-прежнему обманывают коррумпированные врачи и недалекие родители, которые покупают для своих детей сертификаты о вакцинации. В результате, хотя власти запретили школам принимать невакцинированых детей на учебу, запрет не дает 100% гарантии.
Сейчас украинское государство развернуло широкую социальную кампанию по популяризации вакцинации. В Закарпатье, например, вдоль дорог размещают огромные рекламные щиты с фотографией детской руки с характерной сыпью и лозунг «Остановить корь и дифтерию. Изменился и подход к закупкам вакцин. Индийские вакцины были заменены бельгийскими, а сама покупка финансируется из фондов ЮНИСЕФ и теперь коррупционные намерения чиновников невозможны даже в теории. Также с июля 2018 года бесплатные инъекции предлагают всем взрослым украинцам, а для врачей, учителей, полицейских, студентов и военнослужащих прививка стала обязательным условием для работы или учебы. Однако восстановление былого доверия к вакцинам и программе вакцинации будет продолжаться.
Читайте также: История, поразившая Польшу. Как дела у украинки Оксаны, которую с инсультом бросил работодатель
Ранее Go Poland сообщал, что в Поморском воеводстве выросло количество заболевших “украинским” туберкулезом
По материалам: dziennik.pl