Паралич страны, огромные сугробы и низкие температуры. Такова была зима века в Польше XX века.
Зима века – так обычно говорят в Польше о рубеже 1978 и 1979 годов. Неудивительно, ведь зима была исключительно снежной и морозной, хотя и не рекордной. Более того, снегопад был столь сильным, что в нескольких провинциях объявили состояние стихийного бедствия.
Зима 1978 и 1979 годов запомнилась многим как очень снежная и яростная. Снегопад был столь сильным, что большую часть страны фактически парализовало. Железнодорожные пути и трубы трещали и их рвало от мороза, а автобусы если где-то и ездили, то исключительно по вырытым в снегу тоннелям.
Проблемы с отоплением
Поскольку уголь не мог попасть на ТЭЦ, началась так называемая системная катастрофа. Переохлажденные от сильных морозов трубы и запорная арматура выходили из строя там, где не было носителей или источников тепла. Многие предприятия испытали неслыханные разрушения, пострадали не только промышленные производители, но и сельскохозяйственная отрасль.
Поступление морозной воздушной массы с севера началось в ночь с 29 на 30 декабря 1978 года. В результате дождь начал усиливаться, замерзать ледяной корой и перешел в сильный снег. Это сопровождалось сильным ветром, повлекшим за собой быстрое образование гигантских снежных заносов.
С начала 1979 года Польша была почти полностью парализована неслыханой для Польши температурой до -40 градусов и огромным количеством снега.
1 января 1979 г. в Гданьском воеводстве введен режим стихийного бедствия
– лютые метели, метели и лютые морозы. Зима начала атаку на севере, с Сувалков, Гданьска и Щецина, двигаясь вглубь страны. Порывистый ветер засыпал снегом дороги и железные дороги. Коммуникация почти полностью парализована… – сообщал голос за кадром польской кинохроники от 1 января 1979 года.
Холодный погодный фронт двигался к югу страны, принеся метели и резкое снижение температуры в большинстве регионов. Следует отметить, что во многих местах был зафиксирован большой снежный покров — 84 см в Сувалках (16 февраля 1979), 70 см в Варшаве (31 января 1979) или 53 см в Щецине (19 февраля 1979).
Паралич транспорта означал, что в последующие дни ощущался дефицит энергоресурсов. Уголь не мог вовремя попасть на ТЭЦ, потому что от мороза трещали железнодорожные пути и промерзали стрелки. Для размораживания железных дорог и дорог была немедленно направлена армия, оснащенная тяжелой техникой.
Конечно, во многих городах общественный транспорт практически не работал, но случалось, что автобусы ездили из-за вырытых в снегу тоннелей. Также было трудно добираться из города в город, поэтому многие были вынуждены оставаться и лагерь на железнодорожных и автобусных станциях.
Пассажирский поезд, следовавший из Кельце в Катовице, застрял в снежных заносах близ Чаршницы. Шесть часов позже расписания поезд, следовавший в Варшаву из Вены через Прагу, прибыл на границу, писала Gazeta Krakowska в начале февраля 1979 года.
Из-за сложной ситуации тогдашний министр образования и воспитания Ежи Куберский решил приостановить возвращение детей и молодежи из зимних лагерей.
«Сбои в железнодорожном и автомобильном сообщении заставили министра образования и воспитания приостановить возвращение находившейся в зимних лагерях молодежи. В Новосондецком воеводстве более 1,3 тысячи девушек и парней из разных уголков страны находились на удлиненных каникулах. Их выезд станет возможным только через несколько дней, когда будут преодолены последствия очередной атаки зимы», – сообщала Gazeta Krakowska.
Взрыв газа в Варшаве
Следует отметить, что очень низкие температуры и промерзание почвы были косвенными причинами взрыва газа в Rotonda PKO в Варшаве, который произошел 15 февраля 1979 года.
Существует теория, которая утверждает, что это был террористический акт, организованный по указанию Москвы, как бы “схватить поляков” за оживленное экономическое развитие по сравнению с СССР. Действительно, много информации в советских газетах было предоставлено именно этой “техногенной катастрофе” как пример неумелого государственного управления при “отходе от принципов социализма”.
Уже 15 февраля 1979 г. варшавяне, да и поляки в общем, привыкли к той «зиме века», которая длилась уже полтора месяца. Пасмурный морозный день не отличался от предыдущих: в полдень в Ротонде PKO собралось около 300 клиентов, обслуживаемых 170 сотрудниками варшавского банка.
В 12:37, за 23 минуты до окончания первой смены в банке, раздался взрыв. Свидетели рассказывали, что стеклянная шайба Ротонды просто лопнула, как мыльный пузырь. Сама конструкция строения способствовала увеличению количества жертв. Вниз упали бетонные перекрытия второго этажа, провалился пол нижнего уровня, а стекло и металл, которых было чрезмерно, превратились, по сути, в шрапнель.
Спасательные службы прибыли быстро: в центре города улицы в то время более или менее расчистили, но последнего живого человека в образовавшихся завалах нашли через три часа после трагедии. В течение следующей недели, пока продолжалась разборка Ротонды, спасатели извлекали из ее руин только тела погибших. В этой катастрофе погибли 49 человек
Материал создан благодаря сотрудничеству с Национальным цифровым архивом Польши, миссия которого – строить современное общество с осознанием своего прошлого. NAC собирает, сохраняет и делится фотографиями, звукозаписями и видео.
Оцифрованные фотографии из истории Польши можно просмотреть на nac.gov.pl
Источники: Gazeta Krakovska, Gazeta Wrocławska, ONET.PL, Wikipedia