В ночь на 28 апреля 2018 в Великобритании в больнице скончался не доживший до двухлетнего возраста мальчик Альфи Эванс, история которого за несколько недель стала центром внимания СМИ, в том числе и в Польше.
О степени вовлеченности польского общества в ситуацию говорит участие даже президента Анджея Дуда, который в Twitter высказал свое отношение к сохранению жизни ребенка. “Альфи Эванс должен быть спасен”, – написал Дуда.
Кто такой Альфи Эванс?
Альфи Эванс родился 9 мая 2016 года у Кэти Джеймс и Тома Эванса. Он выпал кому и находился в больнице с декабря 2016 года. Его заболевание так и не было диагностировано, вероятно, речь шла о нейродегенеративном заболевании (разрушении белого вещества мозга), возможно, о редком митохондриальном синдроме, хотя все началось с двух эпилептических припадков.
Почти сразу же после попадания в больницу ребенок был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.
В конце 2017 года больница Алдер Хей, в которой лежал мальчик, обратилась в Высокий суд Лондона с ходатайством об отключении ребенка от системы жизнеобеспечения. Врачи утверждали, что мозг ребенка умер, а движения, которые были замечены родителями, являются спонтанными и бессознательными.
Однако, родители решили бороться за право поддерживать его жизнь.
Но им не удалось выиграть эту битву, они дважды проиграли в Высоком суде, Апелляционном суде, Верховном суде Великобритании, а в Европейском суде по правам человека отказались вмешиваться в этот вопрос, заявив что он не касается прав человека.
Согласно британскому законодательству, врачи действуют в данном случае в качестве представителей интересов ребенка; их позиция не обязательно совпадает с мнением родителей, однако, является для суда более весомой.
Мнение больницы о бесполезность продления жизни Альфи на аппаратах, поддерживалось и рядом независимых медицинских экспертов, которые консультировали по просьбе родителей ребенка. Как было указано в общем выводе, заболевание привело к необратимым и катастрофическим изменениям в мозге, которые исключают восстановление, однако, так как болезнь была неизучена, был минимальный шанс на выздоровление.
Польский врач, доктор Изабелла Палган которая в январе 2018 в числе нескольких врачей из разных стран осмотрела пациента по просьбе родителей, подтвердила, что Альфи страдал от тяжелого заболевания. “Это не означает, что дети, страдающие такими заболеваниями, не имеют права на паллиативную помощь до их естественной смерти”, – сказал доктор Палган.
К защите права Альфи на жизнь в апреле подключилась католическая церковь. В том числе Папа Римский.
Он написал в твиттере: “Я вновь взываю прислушаться к страданиям его родителей и надеюсь, что их желание попробовать новые виды лечения будет удовлетворено”. Родителей мальчика в суде представлял Христианский центр правовой помощи, в том числе, поляк Роберт Киска..
Однако, 11 апреля 2018 суд определил дату отключения системы жизнеобеспечения – 23 апреля 2018.
16 апреля адвокаты попытались добиться передачи контроля над лечением родителям ребенка, заявив, что Альфи незаконно удерживают в больнице, поскольку родители получили согласие властей Ватикана на перемещения его в госпиталь Бамбино Джезу (Bambino Gesu). Но суды отказались рассматривать прошение.
Родители также попытались перейти в подданство Италии, чтобы уйти от юрисдикции Великобритании, и министерство иностранных дел Италии в ускоренном порядке предоставило Альфи Эвансу итальянское гражданство. Однако суд Англии запретил перевозку его в Италию.
23 апреля 2018 врачи отключили установку искусственного дыхания, которая поддерживала его жизнь. По оценкам медиков, Альфи должен был умереть через несколько минут, но ребенок прожил почти неделю и скончался 28 апреля.
“Мой гладиатор опустил свой щит и получил свои крылья в 2 часа 30 минут утра. Мы убиты горем”, — написал Том Эванс в Twitter.
В память Альфи в Ливерпуле в небо запустили сотни фиолетовых и голубых шаров. Акцию организовала Армия Альфи.
Кто такие Армия Альфи?
На протяжении всего времени семью поддерживали очень многие люди, запустив в соцсетях кампанию “Армия Альфи”. Многие регулярно собирались у здания больницы. В facebook группа насчитывает более 880 тысяч человек.
Кроме постов, сторонники дать Альфи шанс на жизнь предпринимала и активные действия против больницы Алдер Хей, например, штурмуя здание с угрозами, так что полицейским пришлось заблокировать подход к больнице. В выходные 21-22 апреля они скандировали под окнами: “Сожгите ее!”.
Такая поддержка несколько повредила общественному мнению, которое склонялось на сторону Альфи, а врачи требовали защитить их.
“Я врач интенсивной терапии и я знаю, насколько трудной и душераздирающей является ситуация с Альфи для медицинской команды, которая его лечит. <…> Медицинские сестры, которые помогали купать его, кормили и одевали его каждый день, испытывают острую боль, видя его тяжелое состояние. Врачи, присматривающие за ним, мучительно принимали решение об отмене поддерживающих жизнь мероприятий”, – написала врач Саманта Батт-Роден в своей колонке на страницах английской The Independent.
Смотрите также: Психологи рассказали, почему страдают хорошие люди
Альфи не первый…
Британское правосудие уже не первый раз выносит решения, которые можно расценить как согласие на умерщвление.
В прошлом году с просьбой продолжать поддерживать жизнь в суд обратились родители 11-месячного Чарли Гарда с крайне редким генетическим заболеванием – синдромом истощения митохондриальной ДНК.
Однако Конни Йейтс и Крис Гард начали сбор средств, чтобы отвезти сына в США, где разрабатываются способы экспериментального лечения. Им удалось собрать более 1,3 млн фунтов (около 1,7 млн долларов). К британским властям обратились лично Папа Римский Франциск и президент США Дональд Трамп. Но их вмешательство не помогло. Чарли по решению британского суда отключили от системы жизнеобеспечения. Родителям также не позволили забрать сына домой. Чарли Гард умер 28 июля в хосписе. Однако, дело Гарда не получила такой поддержки СМИ и про него почти сразу же забыли.
По словам профессора Рассела Винера из Королевского колледжа педиатрии и детского здоровья, решения об отмене лечения в Великобритании принимаются достаточно часто. Просто обычно разногласий между семьей и медиками не возникает.
Дело Альфи Эванса и Польша
Со среды демонстрации в защиту мальчика проводились перед британским посольством в Варшаве. Тема также была поднята – по просьбе заместителя премьер-министра Беаты Шидло – на заседании правительства в четверг.
Родители Альфи поблагодарили Польшу за помощь: ” Польские юристы помогли нам. Я окружен польской сердечностью. Польша удивительна”, сказал Том Эванс.
В Польше последние несколько лет началось острое противостояние между сторонниками так называемого движения pro life, которое обязанностью человека размножаться, считает аборт убийством и требует их запретить (это движения на законодательном уровне поддерживает правящая партия “Право и справедливость” и консервативная часть общества ) и движение pro choice, в котором заявляют, что люди имеют право свободно распоряжаться своими репродуктивными органами, в том числе и делать аборты.
Сторонники pro choice считают, что запрет на аборты ограничивает их права, в Польше уже прошло несколько многочисленных манифестаций с требованием смягчить законодательств об абортах, сделав его более “европейским”.
В тоже время в Сейме готовится к рассмотрению законопроект о запрете абортов даже при наличии медицинских показаний (проблем у плода и матери).
История Альфи, эмоциональная и трагическая, стала для сторонников pro life яркой иллюстрацией того, что поддерживать жизнь любой ценой – более благородная цель, нежели уничтожать ее.
Итоги дела, связанного с жизнью и смертью Альфи, подытожил христианский публицист Gościa Niedzielnego Францышек Кухарчак:
«Когда выбираешь жизнь – вдруг оказывается, что выбора у тебя нет». Младенец Альфи больше не с нами. Через несколько дней «опеки», которую британский госпиталь предоставил больному ребенку, даже взрослый человек был бы доведен до смерти (о том, что мальчика четверо суток после отключения от респиратора должным не питали написала польский врач, которая его осматривала).
Все шло к тому, что Альфи “должен” умереть. Зря родители перевернули землю и небо, зря ждала больница, готова принять его в Риме. Ребенок “должен” умереть. Ради идеи, согласно которой государство лучше знает, что для человека хорошо. И что соответствует ее “лучшим интересам”.
Потому что человек – как это каждый раз четко видно в нынешнем оруэлловски мире – становится собственностью государства. Сколько же сегодня кричат о выборе! «Pro choice» стала абортивным ответом на движения pro life.
Если ты «за выбор», то ты становишься священной коровой: тебе позволят выбирать, и запретят тебе препятствовать, – если только ты выбираешь смерть. Если ты выбираешь уничтожение другой жизни, получишь опеку государства и всякую ее помощь.
Однако когда выберешь жизни – внезапно может оказаться, что выбора у тебя нет, и государство делает, что хочет. Даже если это твой ребенок, ты будешь вынужден бессильно смотреть, как твоего ребенка убивают. Цивилизация смерти поглощает все больше жертв, и делает это среди улыбок, красочных рисунков и плюшевых мишек <…>
Альфи Эванс удивил всех: вместо умереть через несколько минут после отключения – жил дальше! Причем жил упорно, этим самым разоблачая ложь медиков о его неспособности к самостоятельному функционированию. Он жил дольше, чем кто-либо ожидал, а каждая следующая минута его жизни пробуждала совесть людей по всему миру. Эти бесценные четверо суток обнаружили лицемерие мира, который трубит о своей доброте, но на самом деле ценит жизнь только тогда, когда она «пригодна».
Теперь Альфи умер и уже находится в объятиях Подателя Жизни. Того, кто кладет перед нами смерть и жизнь, благословение и проклятие, и говорит: выбирайте. Выберите жизнь! Благословен Бог, который, позволяя нам выбирать, не утверждает, будто каждый выбор хорош”.