Привыкнув бороться с различными трудностями, вы сразу начинаете видеть проблемы даже на пустом месте. Умея заранее обходить острые углы жизненных ситуаций, успешный человек способен спрогнозировать не тольок ситуацию, но и верятность ее наступления. Если совсем математически упрощать – “будет то, чего не миновать с вероятностью 100%”. Ну и вот кто из вас уже сделал вывод, увидев ошибку в слове “только”?

Многие люди живут в состоянии постоянной чрезвычайной ситуации – у них появляется всегда или имеется 1 новая проблема вместо 10, 100 или даже тысячи уже решенных. Конечно, иногда такое случается, но когда смотришь на эти проблемы со стороны, начинает казаться, что человек сам усложняет себе жизнь. Делать из мухи слона – это умение увидеть в присевшей невесомой мухе (которая естественно улетит, стоит лишь буквально махнуть на нее рукой), огромного по размерам и весу слона, избавиться от которого очень непросто.

Выход из кризиса: психология внутренних парадоксов или как найти решение проблемы и не сойти с ума

Исследователи из Гарвардского университета, Дартмутского университета и других научных центров США пишут в научных статьях, что в них мало что говорится о проблеме, об особенностях нашего восприятия, о том, что в определенных ситуациях мы склонны делать из мухи слона. В ходе первого эксперимента психологи показали добровольцам серию фотографий с разными лицами, причем фотографии имели как очень угрожающий характер, так и очень безопасный внешний вид, и необходимо было определить, кого из людей на фотографии не следует бояться. Когда человек смотрит на серию фотографий, на них появляется все меньше и меньше угрожающих персонажей, но в то же время те, кто их видел, начинают видеть угрозу на совершенно безобидном лице.

В другом эксперименте реципиентам больше не нужно было сравнивать фотографии, а просто точки синего и фиолетового цветов, пишет журнал Science and Life. И снова, когда синих точек стало немного, фиолетовые точки в глазах наблюдателя стали синими. Кроме того, такая предвзятость в восприятии является эмоциональным вознаграждением, если участников исследования заранее информировали о том, что якобы “синих точек будет все меньше и меньше”, даже если они не называли это фиолетово-синим.

Другими словами, все это происходило на бессознательном уровне – в конце концов, было бы странно предполагать, что человек сознательно отвергнет награду, выдав ее за другую версию событий, даже если та на является частью реальности.

Наконец, в третьем эксперименте авторы работы предложили добровольцам прочитать описания некоторых научных исследований и оценить, насколько этичными были эти исследования и как они могут быть оценены точки зрения допустимости и моральных норм. И опять же, если в такой контрольной группе читателей полностью исключить откровенно неэтичные работы, тем чаще они так начнуть называют совершенно безобидные эксперименты “чудовищами порока”  и “сатанинскими вакханалиями”.

Иными словами, искажение восприятия является основой парадигмы каждой цельной личности не только того, чтобы видеть перспективы, но не связывать их в каких-то абстрактных вещей, связанных с публичной моралью.

Если постоянно думать об одном и том же, возвращаться постоянно к тому, с чего начинали, когда каждый день есть постоянные проблемы, с которыми многие не знают, куда деваться, то можем представить, что человек начинает видеть серьезные проблемы в совершенных мелочах. Внутренний камертон психики, настроеный на негативную волну, не давет возможности очистить разум для собственной созидательной миссии.

Эффект кролика, который убегает от автомобиля исключительно по направлению света фар – это кролик, который бежит туда, куда ему видно. А из-за того что ему “голову некогда повернуть” кролику приходиться бежатьтолько туда, где ему видней.

Подобная ситуация, самокопирующее поведение и ведомость с течением жизни превращает личность в придаток к какой-то системе. Человек сам не может понять – что это за система, потому что он и творец ее, и часть. И каждый новый день приводит к делам, отложеным на завтра, из-за того, что не так давно человек был действительно был очень занят весь день своими делами.

Психологи объясняют это тем, что наша оценка объектов, событий, действий, личностей, цветов, вкуса и запахов основаны на сравнении. То, что мы видим и переживаем сейчас, можно сравнить не только с тем, что мы видим вокруг себя, но и с тем, что мы видели и переживали в прошлом. Тухлая салака, жареная селедка, личинки, сок на улице Дели, собачьи хвосты, свиные уши, грибы, ракообразные, змеи – в каждом культурном слое имеются соответствющие табу и правила, переданые  в воспитательном процессе.

Пытаясь через призму местных табелей о рангах оценить человека на фотографии, мы сравниваем его не только с другими снимками, которые сейчас находятся перед нами, но и с общими впечатлениями, которые у нас сложились во время этой работы. Общее впечатление говорит о том, что в последнее время мы довольно часто встречаем угрожающие лица на фотографиях; более того, на самом деле их небольшое количество, при большом количестве нежных и приятных лиц, даже малейшее отклонение от “среднего комфорта” кажется нам угрожающим.

Считается, что такое относительное сравнение в смысле когнитивных усилий обходится психике эмоционально дешевле, чем попытка реально оценить, так сказать, абсолютную величину. Пословица “ложь кроется в деталях” возникла не на пустом месте, а мелочи, точнее их отсутствие, и составляют общую картинку для психологического фона в оценке происходящего.

То есть, например, внутреннему лентяю гораздо проще оценить, кто в группе высокий, а кто низкорослый, чем точно определить рост. Подобными клише психика позволяет с первого взгляда распознать лжеца. И вообще, относительные сравнения типа “хитрый как лис” очень удобны для повседневной эмоциональной жизни, и во многих случаях их бывает более чем достаточно.

Но представьте себе своего внутреннего психологического волонтера, который пообещал патрулировать территорию настроений для охраны общественного порядка жизни. Пресекая различные мелкие инциденты, такие как драки между экзальтацией и дзеном и другие мелкие хулиганские выходки эмоциональной сферы, такие общественные волонтеры следят за тем, чтобы в районе было тихо и безопасно. Миндалевидное тело в височной области обеспечивает связь между сенсорным центром и нервной системой, которая контролирует пищевые и гормональные реакции.

И в таком тихом и безопасном районе, когда быстрые углеводы в крови укладывают гормональный фон поспать, а прилив крови к желудку вызывает ощущение тяжести и желание лечь поспать – те же самые волонтеры начинают навязчиво видеть опасность там, где ее нет, поэтому те невинные мысли, кто просто прогуливается вечером, являются опасными нарушителями общественного порядка психики. Общественная безопасность мышления как самоцель желания “во всем разобраться” – лишь один из примеров, когда вымышленная проблема может вызвать серьезные неприятности.

Не очень ясно, можно ли как-то преодолеть полноценно такое когнитивное предубеждение. Если говорить о прямом воздействии на мозг магнитного поля или электрического тока, то нам нужно знать, на что оно должно воздействовать. Сам автор предлагает развивать ментальную дисциплину, чтобы мы четко понимали, почему склоняемся к тому или иному решению, особенно в важных случаях.

Отбросить эмоции чтобы принять верное решение – мечта для каждого, кто делает из мухи слона, а потом на нем летает, используя смешные русские слова.

  1. “Вешать себе лапшу на уши” – используется для описания самообмана или внутренней манипуляции, и иностранцы могут найти это выражение забавным.
  2. “Начну, когда рак на горе свистнет” – фраза, означающая понятие “никогда”, вызывает у иностранцевулыбку своим необычным образом логического построения.

Similar Posts